Новые записи

Самые читаемые

Речевая зарядка

Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка». Постараемся хотя бы вкратце объяснить, какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи.

Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

Попробуйте!

Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

  • придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
  • срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.

Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Автор предлагает следующие новые названия -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.

Мы с вами уже уяснили, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван- царевич, а … ).

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, автор прибегает к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов».

Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»

Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
  • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
  • объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
  • произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование
Какой у Вас ребенок?
 
Сейчас на сайте
Сейчас 40 гостей онлайн