Нарушение привязанности
Дж. Боулби (2003) ввел понятие «сепарация», с помощью которого обозначил ситуацию долговременной разлуки ребенка с матерью или другим, замещающим ее, лицом. Он выделил сопутствующие разлуке факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на психическое здоровье ребенка: глубина эмоциональной связи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью.
Следует учитывать, что в формировании привязанности к матери наблюдается ряд стадий.
Первая — это недифференцированное стремление к взаимодействию с любым взрослым. Вторая — выделение из окружающих матери и, при сохранении дружелюбия к окружающим, более яркое влечение именно к ней. Третья — снижение активных неразборчивых приветствий в отношении окружающих, более того, появление некоторой тревоги по отношению к незнакомым людям и расширение репертуара реакций в отношении матери (слежение за ее уходом и приветствие прихода). К третьей стадии малыш обычно приходит в 6-7 месяцев.
Поэтому дети до шестимесячного возраста относительно спокойно переносят разлуку, быстро привыкают к новому объекту привязанности. Ребенок постарше, со сформированной привязанностью, реагирует на разлуку совершенно иначе — бурной вспышкой отрицательных эмоций, которая может иметь очень продолжительный характер и приводить к депрессии, в основе которой лежит явление госпитализма.
Впоследствии под госпитализмом стали понимать не только материнскую депривацию, но и социальную — в более широком смысле. Многочисленные исследования феномена госпитализма показали, что длительное пребывание в искусственных, изолированных от социума условиях (больница, заведения для инвалидов, престарелых) могут приводить к развитию синдрома госпитализма как у детей, так и у взрослых людей. Этот синдром выражается в недоразвитии и утрате социальных навыков, эмоциональном уплощении, утрате активности, инициативности.
Д. Боулби выделил 3 стадии в развитии реакции на разлуку ребенка с матерью, которые объясняют явление госпитализма:
- стадия активного протеста, которая выражается в плаче, стремлении прижаться к родителям при их появлении, то есть в активном протестующем поведении; ребенок отказывается смириться со своим отделением от любимого объекта — он может кричать, биться головой, кидаться на пол, брыкаться и уходить от контактов с теми, кто пытается его успокоить или усмирить;
- стадия отчаяния, наблюдаемая как переход от активного протестующего поведения к пассивному, вследствие доминирования чувства безнадежности (отказ от еды, бессонница, соматические и моторные нарушения, отказ от внешних контактов). Эта стадия может наступать через несколько часов или дней после первой, ребенок как бы теряет надежду. Он становится тихим и подавленным, его плач делается безысходным и монотонным;
- стадия отчуждения, когда ребенок как бы восстанавливает отношения с окружающим миром и начинает опять проявлять к нему интерес. Однако если мать в этот момент навещает его, он может реагировать неожиданным равнодушием или отстранением. При восстановлении контакта с матерью на этой стадии долгое время поведение привязанности вообще не наблюдается, после чего ребенок начинает «липнуть» к своей матери, их взаимоотношения теперь проникнуты тревогой по поводу возможности новой разлуки.
Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающей ее фигурой Дж. Боулби ввел понятие вторичной привязанности, которая формируется на месте исходной привязанности вследствие разлуки с матерью. Вторичными привязанностями называют также отношения, устанавливаемые человеком с другими людьми — друзьями, учителями, приемными родителями. Если потеря матери или замещающей ее фигуры продолжается длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия, одна из функций которой заключается в попытке достижения повторной связи. Данная идея помогает понять природу агрессивности ребенка, лишенного родительской заботы, в отношениях с объектами вторичной привязанности — замещающими родителями — на первом этапе включения в семью.
Другой сторонник теории привязанности — М. Эйнсворт, которая вместе с соавторами изучала влияние качества отношений с матерью на последующие отношения с другими людьми.
Качество привязанности автор пыталась «измерить» с помощью процедуры, которую назвали «тест чужого человека». Она включает наблюдение за поведением ребенка в отношении незнакомого ему человека — сначала в присутствии матери, затем один на один и снова с матерью. Выделено три основных типа реакций, которые дали названия качественным характеристикам привязанности.
- Уверенная привязанность. Дети этой группы позитивно реагируют на незнакомца в присутствии матери, огорчаются ее уходу и быстро успокаиваются после прихода.
- Тревожно-требующая привязанность. Дети с такой привязанностью стремятся находиться только рядом с матерью, кричат в ее отсутствие, пугаются нового человека. Долго успокаиваются после ее прихода. Они как бы требуют, чтобы мать находилась только рядом с ними.
- Тревожно-избегающая привязанность. Дети в этом случае не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе, не огорчаются уходу. Не радуются приходу. Создается впечатление, что они безразличны к ее присутствию или же избегают привязываться, чтобы не почувствовать боль, когда их покинут.
Поскольку первый опыт взаимодействия с окружающими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение привязанности не исчезает по мере взросления и сохраняется на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которыми человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от качества привязанности. Однако у дошкольников он существует практически в чистом виде, поэтому во многом определяет их взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Они либо доверяют им и чувствуют себя в их присутствии защищенными, либо беспокоятся и настойчиво требуют заботы и внимания, либо беспокоятся и уходят от близких отношений.
Поведенческие проявления детей с различным типом привязанности
Уверенная привязанность | Тревожно-требующая привязанность | Тревожно-избегающая привязанность |
1. Поведение детей в ответ на предложение взаимодействия со стороны взрослого |
||
Проявляет доверие к взрослым и чувство защищенности в их присутствии. Первым идет на контакт. Способен взаимодействовать с детьми в присутствии взрослого. Редко плачет. Понимает справедливость распределения внимания взрослого между всеми детьми |
Стремится к взрослому, но не может насытиться телесным контактом, боится потерять контакт. С восхищением, страстью воспринимает щекотку, объятия, кувыркания. Обижается на невнимание, ревнует к другим детям. В присутствии взрослого с другими детьми не взаимо¬действует, сам от взрослого не уходит |
Избегает тактильного контакта со взрослым и контакта глаз. В случае активности взрослого сжимается в комочек или легонько отталкивает руки, выкручивается |
Уверенная привязанность | Тревожно-требующая привязанность | Тревожно-избегающая привязанность |
2. Поведение детей с целью избегания разлуки со значимым взрослым | ||
Получив ласку, дает возможность уделить внимание другому, не ревнует к другим | Отказывается прекращать контакт, обижается, цепляется, плачет | Не обращает внимания на приход и уход взрослого, остается как бы в стороне |
3. Поведение детей с другим человеком: а) взрослым на занятиях; б) детьми в свободное время | ||
а) способен к учебному взаимодействию с педагогом. На занятиях спокоен, внимателен, слушает взрослого; б) спокойно играет с детьми без конфликтов |
а) не всегда способен к учебному взаимодействию. Иногда проявляют невнимание, неусидчивость; б) во взаимодействии с детьми склонен к конфликтам. Может ни с того ни с сего толкнуть другого, обижается и плачет, если ему отвечают тем же |
а) на занятиях отвлекается, выкрикивает, привлекает внимание; сидит тихо, невнимателен, не всегда выполняет задания, все делает медленно; б) с другими детьми играет шумно, с конфликтами, без слез; в одиночку конфликтов избегает, иногда плачет |
От того, каким будет общение между родителем (воспитателем) и ребенком, зависит их взаимная привязанность. Теплое человеческое общение, включающее в себя улыбки, беседы, игры, возможность поделиться чувствами, является очень важным. Исследования показали, что для возникновения привязанности оно более значимо, нежели удовлетворение физических потребностей ребенка. Общение помогает ребенку почувствовать себя дорогим и любимым, увеличивает его самоуважение, что также является очень важным для интеллектуального Развития.
У всех детей, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с проблемами привязанности.
Это происходит потому, что резко меняется социальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родителям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и т. д. Способы управления поведением детей в таких ситуациях довольно понятны и легкоприменимы родителями и взрослыми. Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нарушении норм и правил, невыполнении их требований (послали в другую комнату, высказали неодобрение, наградили за хороший поступок, лишили удовольствия), и они очень хорошо действуют на детей с нормальными привязанностями и самооценкой.
Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют другую систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку с родителями или их утрату, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, приравнивает разлуку к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую ребенок испытывает при взаимодействии со взрослыми, он старается преодолеть эту боль, создавая барьер между собой и воспитателем и любым взрослым. В таком случае, если по отношению к ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например, отстранение, невнимание, лишение похвалы и т. д.), то они добиваются того, что хочет ребенок — возможности избежать эмоциональной близости, что не в интересах развития ребенка и его психического состояния.
Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки, что зачастую так и происходит: убеждая ребенка в том, что ошибся, взрослый обязательно отвергнет его за плохое поведение.
Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отвержением их близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. Появление комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждения социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки, укрепляет в них уверенность в том, что они ничего не достойны, даже награда за хорошее поведение не радует их.
В таких случаях эффективным становится постоянное физическое присутствие рядом с ребенком, которое способствует появлению у него уверенности в том, что какой бы проступок он ни совершил, взрослый всегда будет рядом и позаботится о нем. Для всех взрослых, которые оказывают помощь и поддержку воспитанникам таких учреждении, очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. Они проявляются, например, в таких высказываниях взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа», «Я уверена, что ты можешь Успешно учиться» т. д.
Таким образом, дети, потребности которых в привязанности к близким взрослым не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что внимание и заботу взрослых она могут получить, не «зарабатывая». При проявлении у ребенка желания что-то делать гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет в качестве наказания. Построение взрослыми добрых отношений с ребенком позволит сформировать новые привязанности. Простые обращения к ребенку с вопросами о том, как он провел день, какие игры ему понравились, что читал, объятия перед сном и другие способствуют формированию добрых отношений и развивают эмоциональную близость. Взрослый должен общаться с ребенком, невзирая на то, что он ведет себя плохо. Для этого самому надо начинать общаться с ребенком, не ожидая инициативы от него.
Комментарии
Ребенок рождается без так называемой ауры, и принимает на себя ауру того взрослого, которого чувствует ближе. Это экопсихология.
RSS лента комментариев этой записи