Психологическая готовность ребенка к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Отметим, каков средний уровень развития ребенка к началу обучения в школе (смотрите рисунок).
На схеме перечислены основные особенности как физического развития (слева), так и психического (справа). С началом школьной жизни у ребенка изменяется социальное положение в обществе, происходит дальнейшее развитие личности и самосознания. Самооценка в этом возрасте достаточно правильная и устойчивая, однако возможно ее завышение, реже — занижение. При этом ребенок объективнее оценивает результаты деятельности, нежели свое поведение.
Дети раньше осознают те свои качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые.
Для формирования самооценки важна деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослым. Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность, завышают свою самооценку. Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений, чаще занижают свою самооценку.
Дети, которые любят выполнять поручения, помогать кому-либо, имеют низкую самооценку. Повышает ее успех в деятельности.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Во 2-й половине схемы подчеркнуто, что развитие личности ребенка происходит в деятельности и общении. Здесь показаны затруднения, испытываемые ребенком в деятельности, виды общения, взаимоотношения его со взрослыми, в частности с учителем и родителями, а также с одноклассниками.
Все же 6-летний первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления, у него преобладает непроизвольная память, особенности его внимания присущи дошкольному возрасту.
Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы еще неустойчивы, ситуативны. Ребенок не всегда осознает изменения своего социального положения. Поэтому целесообразнее начинать обучение с 7 лет.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода.
Заканчивая характеристику детей 6 лет, следует подчеркнуть роль взрослого в создании условий для их правильного психического развития.
Психологические особенности развития детей, начинающих обучение в школе
Индивидуальные различия - значительные Постепенный переход от игровой деятельности к учебной Изменение социального положения ребенка в обществе |
||
Особенности развития | ||
Физического | Психического | |
|
Затруднения:
|
|
ЛИЧНОСТЬ САМОСОЗНАНИЕ | ||
Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными | В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни | Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена. Импульсивность. Ситуативность. |
Самооценка достаточно правильная и устойчивая. Возможно ее завышение, реже- занижение. Объективнее оценивают результат деятельности, чем поведение |
Развитие личности ребенка | |||||||||||||
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | В ОБЩЕНИИ | ||||||||||||
Затруднения:
|
|
||||||||||||
ВЗРОСЛЫЙ:
|