Как найти причину головной боли
Поиски причины головной боли начните с ответа на следующие вопросы.
- Нет ли у ребенка симптомов простуды или гриппа, описанных в 10-й главе? Если они есть, можете считать головную боль еще одним симптомом одной из этих болезней, не требующим никакого лечения.
- Не было ли падения или удара головой перед жалобами на головную боль? Сопровождались ли эти события потерей сознания? Если сопровождались или присутствуют другие тревожные симптомы, такие, как головокружение и потеря ориентации, звоните врачу или, еще лучше, везите ребенка в больницу. Если травма произошла не на ваших глазах и вы не знаете, была ли потеря сознания, на всякий случай позвоните врачу.
- Не было ли в последнее время в рационе ребенка новых продуктов, которые могли оказаться аллергенами? Не переехали ли вы в местность с другой растительностью, с которой ребенок прежде не соприкасался?
- Когда головные боли у ребенка замечены впервые? Не предшествовали ли первому случаю головной боли неприятные, пугающие или травмирующие психику события?
- Не появляются ли головные боли каждый день в одно и то же время? Нет ли связи между головной болью и ожиданием какого-либо события – занятий в школе, уроков музыки и так далее?
- Нет ли в близком окружении ребенка человека, который говорит о головной боли, когда стремится избежать ответственности или хочет внимания и сочувствия?
- Каких неприятных или трудных обязанностей, пугающих событий или заданий ребенку удавалось избежать из-за головной боли?
- Как «вознаграждались» предыдущие случаи головной боли? (Вспомните и о проявлениях повышенного внимания и заботы.)
Более конкретные потенциальные причины головной боли помогут выявить дополнительные вопросы.
- Не было ли в недавнее время событий, которые могли травмировать ребенка эмоционально? Например, смерть близкого человека, ссора родителей с угрозой развода.
- Не могла ли спровоцировать головную боль неприятная или пугающая ситуация? Например: страх возможной драки с одноклассником или наказания в школе за несделанные уроки, боязнь предстоящей контрольной.
- Не могли ли стать причиной головной боли недавние перемены образа и условий жизни или иные обстоятельства? Например: разлука с друзьями или родственниками, переезд в новый дом и связанное с этим расставание с приятелями, необходимость заводить новых друзей, болезнь во время отдыха, начало отопительного сезона.
- Не вызвана ли головная боль желанием избежать ответственности? Не позаимствовал ли ребенок этот «симптом» у родственника или близкого человека, регулярно жалующегося на головную боль с целью избежать выполнения каких-либо обязанностей? Так, если ребенку пришлось мыть посуду одному, поскольку обычно помогающая ему в этом тетушка Мейбл пожаловалась в нужный момент на головную боль, он быстро сообразит что к чему!
- Какие события совпадают по времени с началом и исчезновением головной боли? Например, если ребенок жалуется на головную боль за завтраком, но она проходит, как только ему разрешают пропустить школу, можно заподозрить, что у него проблемы в школе – с учителями или товарищами.